РП Краеведение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Департамент образования г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 127

РАССМОТРЕНО:

УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 127

И.о.директора МАОУ СОШ № 127

Протокол № 1
от «29» августа 2025 г.

Приказ №50/5-О
от «01» сентября 2025 г.

____________Ю.А.Киселева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативных занятий «Краеведение»
для обучающих 5 - 6 классов

Екатеринбург 2025-2026

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главной целью краеведческого образования в основной школе является
воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего
свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего
принять активное участие в его развитии. Изучение краеведения в 5-6 классах
направлено на достижение следующих целей:
• Освоение знаний об основных краеведческих понятиях, особенностях природы,
населения и хозяйства Свердловской области во всем его разнообразии и
целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального
использования, об истории и современной жизни своего населенного пункта и
Урала, как опорного края России;
• Овладение умениями работать с различными источниками краеведческой
информации; сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных
деталей повседневного бытия; ориентироваться на местности;
• Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения местных
проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;
• Воспитание уважения к истории региона и местным традициям, любви к родному
краю, позитивного отношения к окружающей среде;
• Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний
и умений в повседневной жизни, к сохранению природы родного края и социальноответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности.
В основу содержания программы положено понимание краеведения как
учебного предмета, позволяющего обучающимся увидеть родной край как сложный,
многообразный, противоречивый, но целостный, единый регион Урала. Краеведение
вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственноэкономические,
социальнополитические,
правовые,
конфессиональные,
этнографические, лингвистические, исторические, культурологические элементы.
Обращается пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению
истории и повседневной жизни родного района, города, села, микрорайона, улицы,
дома. В преподавании
краеведения реализуется важнейшее требования
модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей
модели обучения, к деятельностным формам организации учебного процесса. На это
направлена система формирования разнообразных умений, навыков и способов
познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории.
Планируемые результаты обучения приведены в разделе «Требования к уровню
подготовки обучающихся», составленных на основе Примерных программ по
географии, истории, искусству, технологии и биологии. Требования направлены на
реализацию культурологического, деятельностного, практико-ориентированного и
личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и
практической деятельности; овладение знаниями и умениями, значимыми для их
социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни,

позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения
окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который
усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах
деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того,
она содержит умения использовать разнообразные источники краеведческой
информации и пользоваться приборами.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с
личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за
рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке.
В соответствии с вариативной программой в календарно-тематическом
планировании предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки,
которые способствуют формированию у учащихся целостных представлений о
родном крае, установлению преемственности в изучении истории, географии и
краеведения, формированию и развитию общеучебных и специальных (предметных)
умений. Предусмотрены различные формы учебных занятий: уроки изложения
нового материала самим учителем, комбинированные уроки, уроки-практикумы,
уроки-экскурсии (в том числе заочные), уроки-конференции.
В основу содержания программы положено понимание краеведения как учебного
предмета, позволяющего ученикам увидеть родной край как сложный,
многообразный, противоречивый, но целостный и единый субъект РФ. На
реализацию рабочей программы отводится: в 5 классе -34 часа из расчёта 1 час в
неделю; в 6 классе - 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Система оценки качества краеведческого образования проверяется контрольноизмерительными материалами. Виды контрольно-измерительных материалов:
тестирование, написание сообщений и реферативных работ, оформление листов
обратной связи (краткое описание основных элементов экскурсии), работа с
документами, участие в краеведческих конкурсах разного уровня (школьного,
районного, городского).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание
Достопримечательности Урала (5-6 класс, 34 час.)
Введение. Краса и гордость Урала (1 час).
Комплексное географическое районирование
Урала. Природные и историко-культурные
особенности Урала. Виды особо охраняемых природных территорий и памятников историкокультурного наследия на Урале. Природные заповедники и заказники. Национальные парки.
Лесничества, рыболовные и охотничьи хозяйства. Организация охраны и выявления новых
памятников. Роль школьных экспедиций в поиске и сохранении памятников природы и историкокультурного наследия.
Тема 1. Памятники природы Урала (9 час.).
Памятники природы. Анненская копь. «Яшмовый пояс Урала». Гора Чека. Утесы «Семь братьев».
«Уральские Минводы» – Хомутининские озера, сапропелевые грязи. Река Урал и его притоки.
Аблязовские террасные луга. Ленточные и островные боры. Ольховая роща.
Памятники археологии. Роль р. Урал в качестве природной, историко-культурной границы и пути
расселения древних людей. Древнейшая стоянка первобытных людей на территории нашего края у
с. Богдановка. Занятия, орудия труда. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей.
Поселения древних охотников и рыболовов у оз. Банное. Мастерские первых металлургов.
Плавильные формы, бронзовые орудия и оружие. Обмен произведенными продуктами между
первобытными племенами. Укрепленные поселения бронзового века Синташта, Аркаим
(Г.Б.Зданович), Черноречье (Н.Б.Виноградов) и др. Комплексные исследования
«Страны городов» методами археологии, аэрофотосъёмки, физики, палеоботаники и
палеозоологии. Описание жизни древних ариев в «Ригведе» и «Авесте». Памятники истории и
культуры. Мавзолей «Кесене» у с. Варна. Легенды о «Башне Тамерлана». Укрепления
Наследницкое и Николаевское. Кочкарь - село золотопромышленников. Города Верхнеуральск и
Троицк – музеи под открытым небом. Градостроительство и архитектура. Пугачевские места. Гора
Извоз. Мемориал «Тыл – фронту» – самый грандиозный монумент на Южном Урале.
Современные достопримечательности. «Эйфелева» башня в с. Париж. Горнолыжные
центры на озере Банное, «Абзаково».
Практические работы:
1. Реконструкция орудий труда древних уральцев.
2. «Топонимическая экспертиза». Происхождение географических названий, связанных с именем
Емельяна Пугачева и его сподвижников.
3. Контурная карта. «Достопримечательности Урала».
Тема 2. Горнозаводской Урал (9 час.).
Памятники природы. Пещеры. Сикияз-Тамакский пещерный град. Шемаханское карстовое поле.
Хребет Большой Нургуш. Национальные парки «Таганай» и «Зюраткуль». Реки Уфа, Сатка и
Юрюзань. Озеро Тургояк. Озера как объекты хозяйственного освоения, туризма и отдыха.
Широколиственные леса. Лиственничная роща и реликтовый ельник.
Памятники археологии. Древние святилища и памятники первобытного искусства у оз. Б. Аллаки
и в Игнатиевской пещере (Н.Б.Виноградов). Археологические памятники на острове Веры (оз.
Тургояк). Представления первобытных людей об окружающем мире и обряды.
Памятники истории и культуры. Урочище Копань – памятник восстания под предводительством
Емельяна Пугачева. Города Миньяр и Касли – музеи под открытым небом. «Белый дом» – усадьба

заводовладельцев Демидовых в Кыштыме. Архитектурный ансамбль городской площади
Златоуста. «Пороги» – первая гидростанция на Южном Урале.
Современные достопримечательности. Статуя Иоанна Златоуста. Горно-лыжные курорты
«Золотая долина» и «Завьялиха».
Встречи с интересными людьми, интервью:
1. Беседа со старожилами о труде горных старателей и мастеровых в старину.
2. Сбор местных преданий и легенд.
Экскурсии:
1. Краеведческий музей.
2. Ботанический сад.
Практические работы:
1. «Топонимическая экспертиза». Происхождение географических названий, связанных с
«царскими» именами на Урале.
2. «Уральские следопыты»: историческое расследование исчезнувших с карты Урала АзяшУфимского и Киалимского заводов.
3. Контурная карта. «Достопримечательности Урала».
Тема 3. Знакомство со сказами Бажова (9 час.).
Памятники природы. Коелгинское и Баландинское мраморные месторождения. Река Миасс. Древнее название р. Миасс. Долины рек Караболка и Багаряк. Клюквенное болото. Крупнейшие в Челябинской области озеро Увильды и Аргазинское водохранилище. Родоновые источники и целебные грязи. «Страна здоровья» – озера Кисегач, Еловое, Чебаркуль. Местные озера как объекты хозяйственного освоения, туризма и отдыха. Восточно-Уральский заповедник. Реликтовые боры.
Кочердыкский государственный заказник. Памятники археологии. Мастерская древних людей по
изготовлению каменных орудий у оз. Еловое. Находки на берегу Аргазинского водохранилища.
Смолинские курганы. Памятники истории и культуры. Старинные поселения Бродокалмак и Русская Теча. «Переселенка» и «Народный дом» в Челябинске. Мемориал на Лесном кладбище, Парк
Победы, «Вечный огонь», памятник «Танкистам – добровольцам» в Челябинске. Современные
достопримечательности Челябинска. «Ворота города» – Железнодорожный вокзал и Торговый
центр «Синегорье». Цирк, Торговый центр и Дворец спорта «Юность» – памятники «органического» архитектурного стиля. Ледовый дворец «Уральская молния». «Сфера любви» и пешеходная
улица Кировка.
Встречи с интересными людьми, интервью:
1. Социологический опрос: «Семь чудес» Урала.
Экскурсии:
1. Экскурсия в Дом-музей Бажова, в Музей истории камнерезного и ювелирного искусства
Практические работы:
1. Конкурс проектов. «Рисунок по сказам Бажова.
Исторический сквер – место основания нашего города (6 час.)
Екатеринбургу 302 года.
Храм- на-крови – место гибели семьи последнего русского царя.
Почетные граждане нашего города (академики Большаков и Шварц С.С., изобретатель радио
А.Попов, художники А.И. Корзухин и Решетников, президент Б.Н Ельцин и др.

Рядовая застройка жилых кварталов в прошлом и сегодня. Известные архитекторы и строители.
Спортивно-зрелищные сооружения на чемпионат мира 2018 г., учреждения и мероприятия. Их
место в культурной жизни. Известные спортсмены.
Практические работы:
1. Конкурс проектов. Наш город (поселок, село) в будущем.
Встречи с интересными людьми, интервью:
1. Социологический опрос: Жители города (села) об отношении к изменениям в его
архитектурном облике.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контроль
ные
работы

Практи
ческие
работы

Дата
изучения

1

Введение понятия
«краеведение»

1

02.09.2025

2

Географическое
положение
Екатеринбурга.
Введение основных
географических
понятий

1

09.09.2025

3

Определение на карте
координат указанных
географических
объектов

1

16.09.2025

4

Площадь и численность
населения
Екатеринбурга

1

23.09.2025

1

30.09.2025

6

Основатели нашего
города: В.Н.
Татищев и В.И. де
Генин

1

07.10.2025

7

Исторический сквер –
место основания
нашего города
(экскурсия)

1

14.10.2025

8

Исторический сквер –
место основания
нашего города
(экскурсия)

1

11.11.2025

9

Екатеринбургу – 302
года!

1

18.11.2025

10

Улицы и площади
нашего города

1

25.11.2025

11

Храм- на-крови –
место гибели семьи
последнего русского
царя

1

02.12.2025

12

Храм- на-крови –
место гибели семьи

1

09.12.2025

5

Зарождение
Екатеринбурга

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

последнего русского
царя

13

Почетные граждане
нашего города
(академики Большаков
и Шварц С.С.,
изобретатель радио
А.Попов, художники
А.И. Корзухин и
Решетников, президент
Б.Н Ельцин и др.)

1

16.12.2025

14

Почетные граждане
нашего города
(академики Большаков
и Шварц С.С.,
изобретатель радио
А.Попов, художники
А.И. Корзухин и
Решетников, президент
Б.Н Ельцин и др.)

1

23.12.2025

15

Знакомство с
творчеством Д.Н.
Мамина - Сибиряка.
«Аленушкины сказки»

1

30.12.2025

16

Знакомство с
творчеством Д.Н.
Мамина - Сибиряка.
«Аленушкины сказки»

1

13.01.2025

17

18

Экскурсия в Музей
писателей
Урала

1

Экскурсия в Музей
писателей
Урала

1

20.01.2025

27.01.2025

19

Знакомство со сказами
П.П. Бажова

1

20

Знакомство со сказами
П.П. Бажова

1

21

Экскурсия в Доммузей Бажова, в
Музей истории
камнерезного и
ювелирного искусства

1

Экскурсия в Доммузей Бажова, в
Музей истории
камнерезного и
ювелирного искусства

1

22

03.02.2025
10.02.2025

17.02.2025

24.02.2025

23

Водоемы нашего
города.

1

24

Река Исеть- главная
водная артерия города

1

25

Пруды на реке Исеть:
Городской,
Парковый,
ВерхИсетский и НижнеИсетский пруды

1

Речки Уктус и
Патрушиха.
Животный и
растительный мир в
их районе

1

26

27

28

14.03.2025

Озеро Шарташ. Его
история в XVIII – XiX
вв. Судьба Шарташа в
наши дни

1

Шарташский лесопарк
и Каменные палатки.
Экскурсия

1

24.03.2025

07.04.2025

1

30

Гора Вознесенская.
Экскурсия

1

31

Удивительна и красива
природа нашего края!
Гора Волчиха. Скалы
Семь Братьев, Чертово
Городище,
Тальков Камень

1

Погода и климат
нашего края.
Введение понятий
«погода» и
«климат»

1

32

10.03.2025

17.03.2025

Рельеф Екатеринбурга
и его окрестностей.
Наиболее высокие
точки города:
Московская,
Ивановская, Уктусские
горы и гора Татищева

29

03.03.2025

14.04.2025
21.04.2025

19.05.2025

21.05.2025

33

Уроки по фенологии

1

25.05.2025

34

Защита проектов

1

26.05.2025

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

6 КЛАСС
№
п
/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контроль
ные
работы

Практическ
ие работы

Дата
изучения

1

Вводный урок.
Комплексное
(историкогеографическое)
Районирование
Свердловской области.

1

02.09.2025

2

Природные
достопримечательности
и особо охраняемые
территории Урала

1

09.09.2025

3

Памятники истории и
культуры Урала

1

16.09.2025

1

23.09.2025

1

30.09.2025

6

«В Стране городов».
Укрепленные
поселения бронзового
века Урала.

1

07.10.2025

7

«В краю кочевников».
Археологические
памятники раннего железного века и
средневековья Урала.

1

14.10.2025

8

«Лесные острова в
степном океане».
Памятники природы
Урала.

1

11.11.2025

1

18.11.2025

1

25.11.2025

4

5

9

10

Местные
достопримечательности
в школьном
краеведении.
«На древнем Даиксе».
Жизнь первых
покорителей степей

«Патриарх
южноуральских
городов». Город-музей
Верхнеуральск.
«На степной границе
России».
Историко-культурные

Электронны
е цифровые
образователь
ные ресурсы

памятники.
11

«Торговые ворота
Зауралья». Город-музей
Троицк.

1

02.12.2025

12

«Металлургическая
столица России».
Памятники
индустриального
города Магнитогорска.

1

09.12.2025

13

«Эстафета
металлургов».
Повторительнообобщающий
урок.

1

16.12.2025

14

«Пещеры и каменные
палатки».
Святилища древних
обитателей
южноуральских гор.

1

23.12.2025

15

«Сердце горного края».
Национальный парки.

1

30.12.2025

16

«Горная страна».
Национальный парк
«Таганай».

1

13.01.2025

17

«Младший брат
Байкала». Озеро
Тургояк и остров Веры.
Урок-путешествие.

1

18

19

20

«Демидовское
наследие». Городазаводы Касли и
Кыштым.
«Город крылатого
коня». Город-музей
Златоуст.
«Уральские
атомграды».

20.01.2025
1
27.01.2025
1

10.02.2025
1

21

Повторительнообобщающий урок.

1

22

«Река времени».
Археологические
памятники междуречья
Исети.

1

23

«Черное, белое и
золотое».
Открытие и освоение
месторождений угля,
мрамора и золота на

03.02.2025

17.02.2025

24.02.2025
03.03.2025
1

Южном Урале.
24

25

26

27

28

29

30

31

32

33
34

«Страна здоровья».
«В уездном городе».
Памятники
дореволюционного
Екатеринбурга
«Ворота города».
Екатеринбургский
вокзал.

1

1
17.03.2025
1
14.03.2025

«В областном центре».
Памятники истории и
культуры
Советского
Екатеринбурга
(Свердловска)

1

«Восемь городов под
одной крышей».
Микрорайоны
Екатеринбурга.

1

Уралвагонзавод
Нижний Тагил.

1

«Устремляясь в
будущее».
Современные
достопримечательности
Екатеринбурга
Достопримечательности
памятники города.
«Уральская молния».
Спортивные
сооружения в
Екатеринбурге.
Известные спортсмены
Мемориалы и
монументы.
Повторительнообобщающий урок

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

10.03.2025

24.03.2025

07.04.2025
14.04.2025
21.04.2025
1

1

19.05.2025

1
21.05.2025
25.05.2025

1
1
34

26.05.2025
0

0

Используемая Литература:
Александрова Н. Советы опытного экскурсовода (методика проведения выходного занятия) //
Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004.- № 2.- С.22-23.
Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской области. Свердловск, 1984.254
Архипова Н.П. Окрестности Свердловска. Свердловск, 1981.
Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М., 1987.
Басунин В.М. Методические аспекты экскурсионной деятельности// Преподавание истории в школе.
- 2002. - №10. - С.69-73.
Белов А.В. Новые подходы к обучению местной истории и использование краеведческого материала
в школе // Преподавание истории в школе.- 2000. - № 10. - С.47-49.
Внеклассная работа по истории. Краеведение: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1975. - 192
с.
Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. Краеведение. Теория и практика.- Уфа,1995.-190 с.
Гусаркина А.В. За эффективность учебных экскурсий со школьниками //Преподавание истории в
школе. - 1994.- № 1.- С.58-59.
Гусарова А.О. Музей и школа // Советская педагогика. - 1996. -№ 5.-С.34-39.
Летопись уральских деревень. Сысертский район. Вып.1. Сысерть, 1992. Вып.2. Сысерть, 1995.
Масленников Е.П., Рубель Р.Б. По окрестностям Свердловска. Свердловск, 1980.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
Памятники материальной и духовной культуры в музейных коллекциях. Программа музейного
всеобуча для детей дошкольного и школьного возраста. Свердловский областной краеведческий
музей. Екатеринбург, 1996.
Патриотическое воспитание музейными средствами: возможности, опыт, проблемы. Материалы
научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999.
Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу-краеведу. М., 1994.255
Научное издание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».