1
- не использовать должностное положение для оказания влияния на деятельность
школы, должностных лиц и граждан при решении вопросов личного характера;
- воздерживаться от поведения (высказываний, жестов, действий), которое может
быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении
коррупционного правонарушения в интересах или от имени школы.
2.2. Работники школы принимают на себя обязательства:
- не использовать при взаимодействии с представителями организаций и
гражданами, чья выгода зависит от решений и действий работников школы, слова,
выражения и жесты, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек)о
даче взятки. К числу таких выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, но
можно», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры»
и т.д.;
- не обсуждать темы, которые могут восприниматься как просьба о даче взятки, с
представителями организаций и гражданами, чья выгода зависит от решений и действий
работника школы. К числу таких тем относятся, например: низкий уровень заработной
платы работника, нехватка денежных средств на реализацию каких-либо нужд; желание
приобрести то или иное имущество, получить услугу, отправиться в туристическую
поездку; отсутствие работы у родственников работника школы; необходимость
поступления детей работника школы в образовательные учреждения и т.д.
- не совершать действий, которые могут восприниматься, как согласие принять
взятку или просьба о даче взятки. К числу таких действий относятся, например:
регулярное получение подарков, даже стоимостью менее 3000 рублей; посещения
ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или
может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) работника школы;
- не делать представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от
решений и действий работника школы предложений, которые могут восприниматься как
просьба о даче взятки, даже в том случае, когда такие предложения продиктованы
благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой работника организации. К
числу таких предложений относятся, например предложения: предоставить работнику
и/или его родственникам скидку; воспользоваться услугами конкретной компании и (или)
экспертов для выполнения работ, подготовки необходимых документов и т.д.;
инвестировать в компанию, в которой, например, близкий родственник или свойственник
работника школы имеет финансовую заинтересованность;
- своевременно информировать руководителя школы о возникновении новых или
реализации существующих коррупционных рисков;
- не использовать в целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей,
средства материально-технического и иного обеспечения, другое имущество школы, а
также передавать их другим лицам;
- иные правила поведения работников школы, направленные на профилактику
коррупции.
2.3. Если работник школы является членом совета, комиссии или иной рабочей
группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим
не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в
обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.
2.4. Работник организации не может представлять свою организацию в судебном
споре с другой организацией, учреждением, предприятием или физическими лицами в
случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы
или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей
заинтересованности он должен сообщить лицам, рассматривающим данное дело.
2.5. К сотрудникам школы, наделенным организационно-распорядительными
полномочиями по отношению к другим работникам, дополнительно установлены
следующие требования:
2
принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, иные
меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и устранению причин и
условий, способствующих проявлениям коррупции;
принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему работники школы не допускали
коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности,
беспристрастности и справедливости.
2. Этика служебного поведения
3.1. Кодекс определяет основные принципы совместной деятельности участников
образовательных отношений: уважительное, вежливое и внимательное отношения друг к
другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и взаимной ответственности за
функционирование и развитие школы.
3.2. Личность работника школы профессиональная этика.
Профессиональная этика работника школы требует призвания, преданности
своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
Работник школы требователен по отношению к себе и стремится к
самосовершенствованию, для него характерны саморазвитие и самовоспитание.
Для работника школы необходимо постоянное самообразование, повышение
квалификации, поиск эффективных методов работы.
3.3. Авторитет, честь, репутация работника школы.
Своим поведением работник школы поддерживает и защищает свою
профессиональную честь, дорожит своей репутацией.
Работник школы принимает участие в решении триединой задачи школьного
образования – в процессе обучения, воспитания и развития обучающихся школы.
В общении с учениками и в повседневной жизни работник школы уважителен,
вежлив и корректен, знает и соблюдает нормы этикета.
Авторитет работника школы основывается на его компетентности,
справедливости, такте, умении заботиться об обучающихся.
Работник школы воспитывает учеников на своем положительном примере.
Работник школы имеет право на неприкосновенность личной жизни.
Выбранный им образ жизни не должен наносить ущерб престижу работника школы, его
отношениям с обучающимися и коллегами, мешать исполнению профессиональных
обязанностей.
3.4. Общение работника школы с обучающимися.
Работник школы сам выбирает стиль общения с обучающимися, основанный на
взаимном уважении.
Работник школы должен быть требователен к себе, никогда не терять чувства
меры и самообладания.
Работник школы выбирает такие методы работы, которые помогают развитию
положительных черт обучающегося: самостоятельность, инициативность, ответственность,
самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
Работник школы является беспристрастным, одинаково доброжелательным и
благосклонным ко всем ученикам школы.
При оценке достижений обучающихся в баллах работник школы стремится к
объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение
оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и
исправление ошибок обучающихся во время письменных работ и контрольных проверок.
В соответствии с законодательством о защите персональных данных работнику
школы запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему информацию,
передаватьтретьимлицамперсональныеданныеобучающихсяиихродителей(законных
представителей), за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Работник школы не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может
3
требовать от обучающихся и их родителей (законных представителей) каких-либо услуг
и одолжений в личных интересах.
Работник школы не имеет права требовать от обучающихся и их родителей
(законных представителей) вознаграждение за свою работу, в том числе дополнительную.
Работник школы уважительно относится к религиозным убеждениями взглядам
учеников школы, к обучающимся разных национальностей.
3.5 .Общение между работниками школы.
Взаимоотношения между работниками школы основываются на принципах
коллегиальности, партнерства и уважения.
Работник школы всегда обязан приветствовать (здороваться) со своим
коллегой, проявление иного поведения может рассматриваться как неуважение
(пренебрежения) к коллеге. Пренебрежительное отношение недопустимо.
Работники
школы
избегают
необоснованных
конфликтов
во
взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их
конструктивному решению.
В школе не должно быть места сплетням, интригам, слухам, домыслам.
Работники школы при возникновении конфликтов не имеют права обсуждать рабочие
моменты или переходить на личности с указанием должностных полномочий в присутствии
обучающихся и их родителей (законных представителей), обсуждать жизнь школы за ее
пределами, в том числе в социальных сетях Интернет.
Допустимы и приветствуются положительные отзывы, комментарии и даже
реклама школы и ее работников за пределами учреждения, в том числе на конференциях,
мастер-классах, в рамках профессионального общения.
Критика работы, решений, взглядов, поступков, действий коллег или
администрации школы, не должна унижать профессиональное и человеческое достоинство.
Любые критические высказывания должны быть обоснованы, конструктивны, тактичны,
доброжелательны. Важнейшие проблемы осуществления образовательной деятельности
школы обсуждаются открыто, в рамках конструктивных обсуждений и действующих
регламентов.
3.6. Взаимоотношения работников школы с администрацией.
Администрация школы обеспечивает условия для раскрытия способностей и
профессионального потенциала работников школы.
В школе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном
уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за
поддержание такой атмосферы несет директор школы.
Администрация школы терпимо относится к разнообразию политических,
религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена
взглядами и продуктивного профессионального общения. Различные статусы работников
школы, почетные звания, квалификационные категории и обязанности не должны
препятствовать равноправному выражению всеми работниками школы своего мнения и
защите своих убеждений.
Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать
работников школы за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий.
Отношения администрации с каждым из работников школы основываются на принципе
равноправия и взаимоуважения.
Администрация школы не может требовать или собирать информацию о
личной жизни работника, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.
Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно трактовать
информацию, способную повлиять на карьеру работника школы и качество его
профессиональной деятельности. Важные для работников школы решения принимаются
4
на основе принципов открытости и коллегиальности, решением Общего собрания
работников учреждения.
Работники школы обязаны уважительно относиться к администрации школы,
соблюдать субординацию, а при возникновении конфликта с администрацией пытаться
разрешить его с соблюдением этических норм.
3.7. Отношения с родителями (законными представителями) обучающихся.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся по
проблемам образования и воспитания детей – важнейшая часть деятельности работников
школы.
Работники школы обязаны уважительно и доброжелательно общаться с
родителями (законными представителями) обучающихся школы.
Отношения работника школы с родителями (законными представителями)
обучающегося не должны оказывать влияние на оценку личности и образовательных
результатов ребенка.
На отношения работников школы с обучающимися и на оценку их
образовательных результатов не должны влиять поддержка, спонсорская и иная помощь,
оказываемая их родителями (законными представителями) образовательной организации.
3.8. Использование ресурсов организации.
Работники школы должны бережно и обоснованно расходовать материальнотехнические ресурсы школы.
Не допускается использование имущества школы (помещений, мебели,
телефона, факса, компьютеров, копировальной техники, другого оборудования, почтовых
услуг, транспортных средств, инструментов и материалов), а также своего рабочего места
для личных нужд.
3.9. Личные интересы и самоотвод
Выполнение работниками школы должностных обязанностей не подчиняется
личным интересам членов их семьи, родственников и друзей.
Если работник школы является членом совета, комиссии или иной рабочей группы,
обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не
может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в
обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.
3.10. Благотворительность и меценатство
Школа имеет право принимать бескорыстную (спонсорскую) помощь со
стороны физических и юридических лиц.
Работники школы должны строго соблюдать законодательство Российской
Федерации при получении такой помощи.
Профессиональная этика работника школы не допускает получение взятки,
иные коррупционные действия.
Работник школы не может лично принять от родителей (законных
представителей)
обучающихся
благотворительную
(спонсорскую)
помощь,
предназначенную школе. О желании родителя (законного представителя) обучающегося
или третьих лиц о предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность
администрацию школы. Добровольные пожертвования оформляются в соответствии с
действующим законодательством РФ.
3.11. Прием на работу и перевод на более высокую должность.
Директор школы должен сохранять беспристрастность при приеме на работу
нового работника или повышении работника школы в должности. Он не может назначить
своим заместителем или руководителем структурного подразделения школы члена своей
семьи или своего родственника, а также предоставлять им какие-либо иные привилегии.
Недопустимо принимать вознаграждение в какой бы то ни было форме за приём
на работу, назначение на более высокую должность и т. п.
5