обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе,
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных
программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви
к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием и
Уставом общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки и мероприятия по противодействию
экстремистской деятельности и пресечения информации, причиняющей вред
здоровью и развитию обучающихся
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114- ФЗ
«О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N
280-ФЗ).
2.3. Не допускаются экстремистские материалы, предназначенные для распространения
либо публичного демонстрирования, документы либо информация на иных носителях,
призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или
оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды
руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии
Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений,
признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала
для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского
трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с
указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или
оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику
совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное
уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной
группы. При этом к экстремистской деятельности закон относит, помимо прочего, «массовое
распространение заведомо экстремистских материалов, а ровно их изготовление и хранение в
целях массового распространения, а также финансирование и « иное содействие» этим
действиям.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона №
114- ФЗ относятся:
официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие
признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5 Ответственный за библиотеку ежеквартально проводит сверку имеющихся и
поступающих в фонд(ах) библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских
материалов, ведет журнал актов- сверок фонда библиотеки с Федеральным списком
экстремистских материалов. В случае выявления документа экстремистской направленности –
он изымается из оборота библиотеки, подлежит списанию и передаче на
утилизацию (основание для списания -несоответствие профилю комплектования
библиотеки).
2.6. Актуализация списка экстремистских материалов осуществляется ежемесячно.
В целях исключения возможности массового распространения материалов, включенных в
Федеральный список экстремистских материалов ответственный за информатизацию проводит
регулярно, не реже одного раза в квартал, работу по блокированию доступа с компьютеров,
установленных в библиотеке, к Интернет-ресурсам, включенным в Федеральный список
экстремистских материалов.
2.7. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей
от информации, причиняющей вред из здоровью и развитию» ответственный за библиотеку
выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания печатные издания,
соответствующие знаку информационной продукции 18+.
2.8. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится
информация:
побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или)
здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и
(или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в
совершение таких действий;
способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и
(или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию,
сжиженные углеводородные газы, содержащиеся в потенциально опасных газосодержащих
товарах бытового назначения, и (или) их пары, алкогольную и спиртосодержащую
продукцию,
принять участие в азартных играх, заниматься проституцией,
бродяжничеством или попрошайничеством;
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо
побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным,
за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
содержащая изображение или описание сексуального насилия;
оскорбляющая человеческое достоинство и общественную нравственность,
выражающая явное неуважение к обществу, содержащая изображение
действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и
распространяемая из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений;
пропагандирующая либо демонстрирующая нетрадиционные сексуальные отношения и
(или) предпочтения;
пропагандирующая педофилию;
способная вызвать у детей желание сменить пол;
пропагандирующая отказ от деторождения;
оправдывающая противоправное поведение;
содержащая нецензурную брань;
содержащая информацию порнографического характера;
о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий
(бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого
несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого
несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место
временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую
прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего;
содержащаяся в информационной продукции, произведенной иностранным агентом.
2.9. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской
литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации.
2.10. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в Правилах
пользования библиотекой.
2.11. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и
качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
2.12. Организация обслуживания участников образовательной деятельности
производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-
гигиеническими требованиями и нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования учащихся и
педагогов общеобразовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся,
педагогам, родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных
ресурсов на различных носителях:
бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
цифровом;
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
4. Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет
основные
функции
библиотеки
–
образовательная,
информационная, культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной
организации:
комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской
литературы, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
утвержденный Федеральным органом исполнительной власти;
пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками
данных других учреждений и организаций;
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательной организации;
разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы
с книгой и информацией;
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы общеобразовательной организации, осуществляет накопление, систематизацию
информации по предметам, разделам и темам;
способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда
и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные
условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе
совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда общеобразовательной
организации.
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно- информационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами,
проектами и планом работы школьной библиотеки.
5.2. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.3. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников
и
учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом общеобразовательной
организации.
5.4. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в соответствии
с правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации.
5.5. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
•
двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы;
•
одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
•
не менее одного раза в месяц — методического дня.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические документы,
планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны
деятельности библиотек, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также
за создание комфортной информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий за библиотеку (педагогбиблиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором
школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и
результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом
общеобразовательной организации.
6.3. Заведующий за библиотеку (педагог-библиотекарь) назначается директором
общеобразовательной организации, является членом педагогического коллектива и входит в
состав педагогического совета школы.
6.4. Ответственный за библиотеку отвечает за организацию работы библиотеки и
результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются
на Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки
является частью общего годового плана общеобразовательной организации.
6.5 Ответственный за библиотеку должен строго соблюдать настоящее Положение, правила
и требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в
общеобразовательной организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Ответственный за библиотеку имеет право:
самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и
задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе образовательной организации;
проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
определять источники комплектования информационных ресурсов;
изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету библиотечного фонда;
7.2. Ответственный за библиотеку обязан:
обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; формировать
фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий,
образовательными
программами
общеобразовательной
организации,
интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;
совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание пользователей;
обеспечивать
сохранность
использования
носителей
информации,
их
систематизацию, размещение и хранение;
обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой школы;
вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед
директором общеобразовательной организации.
7.3. Библиотечный работник несет ответственность:
за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде,
Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором.
за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
•
получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;
•
пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
•
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
•
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
•
продлевать срок пользования документами и литературой;
•
участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
•
обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
•
соблюдать правила пользования библиотекой;
•
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
•
пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в
помещении библиотеки школы;
•
убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых книгах несет последний пользователь;
•
расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу;
•
возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
•
заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными,
либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
•
полностью возвратить книжные издания в библиотеку по истечении срока обучения
или работы в общеобразовательной организации.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку
производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей)
обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр.9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке
производится в присутствии ответственного за библиотеку.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
9.7.По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может
обращаться к ответственному за библиотеку.
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к
ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится
согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны труда
и пожарной безопасности.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо
вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.