Положение о Библиотеке

обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе,
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных
программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви
к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием и
Уставом общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки и мероприятия по противодействию
экстремистской деятельности и пресечения информации, причиняющей вред
здоровью и развитию обучающихся
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114- ФЗ
«О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N
280-ФЗ).

2.3. Не допускаются экстремистские материалы, предназначенные для распространения
либо публичного демонстрирования, документы либо информация на иных носителях,
призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или
оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды
руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии
Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений,
признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала
для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского
трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с
указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или
оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику
совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное
уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной
группы. При этом к экстремистской деятельности закон относит, помимо прочего, «массовое
распространение заведомо экстремистских материалов, а ровно их изготовление и хранение в
целях массового распространения, а также финансирование и « иное содействие» этим
действиям.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона №
114- ФЗ относятся:

официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;

материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие
признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;

любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5 Ответственный за библиотеку ежеквартально проводит сверку имеющихся и
поступающих в фонд(ах) библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских
материалов, ведет журнал актов- сверок фонда библиотеки с Федеральным списком
экстремистских материалов. В случае выявления документа экстремистской направленности –
он изымается из оборота библиотеки, подлежит списанию и передаче на

утилизацию (основание для списания -несоответствие профилю комплектования
библиотеки).
2.6. Актуализация списка экстремистских материалов осуществляется ежемесячно.
В целях исключения возможности массового распространения материалов, включенных в
Федеральный список экстремистских материалов ответственный за информатизацию проводит
регулярно, не реже одного раза в квартал, работу по блокированию доступа с компьютеров,
установленных в библиотеке, к Интернет-ресурсам, включенным в Федеральный список
экстремистских материалов.
2.7. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей
от информации, причиняющей вред из здоровью и развитию» ответственный за библиотеку
выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания печатные издания,
соответствующие знаку информационной продукции 18+.
2.8. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится
информация:
 побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или)
здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и
(или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в
совершение таких действий;
 способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и
(или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию,
сжиженные углеводородные газы, содержащиеся в потенциально опасных газосодержащих
товарах бытового назначения, и (или) их пары, алкогольную и спиртосодержащую
 продукцию,
принять участие в азартных играх, заниматься проституцией,
бродяжничеством или попрошайничеством;
 обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо
побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным,
за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
 содержащая изображение или описание сексуального насилия;
 оскорбляющая человеческое достоинство и общественную нравственность,
 выражающая явное неуважение к обществу, содержащая изображение
действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и
распространяемая из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений;
 пропагандирующая либо демонстрирующая нетрадиционные сексуальные отношения и
(или) предпочтения;
 пропагандирующая педофилию;
 способная вызвать у детей желание сменить пол;
 пропагандирующая отказ от деторождения;
 оправдывающая противоправное поведение;
 содержащая нецензурную брань;
 содержащая информацию порнографического характера;
 о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий
 (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого
несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого
несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место
 временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую
прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего;
 содержащаяся в информационной продукции, произведенной иностранным агентом.
2.9. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской
литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации.
2.10. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в Правилах
пользования библиотекой.
2.11. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и
качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
2.12. Организация обслуживания участников образовательной деятельности
производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-

гигиеническими требованиями и нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования учащихся и
педагогов общеобразовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся,
педагогам, родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных
ресурсов на различных носителях:

бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);

цифровом;

коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
4. Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет
основные
функции
библиотеки
–
образовательная,
информационная, культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной
организации:

комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской
литературы, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
утвержденный Федеральным органом исполнительной власти;

пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками
данных других учреждений и организаций;

осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:

организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательной организации;

разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);

обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:

обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;

предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;

создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию; 

способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);

организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы
с книгой и информацией;

оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления. 
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:

выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;

создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы общеобразовательной организации, осуществляет накопление, систематизацию
информации по предметам, разделам и темам;

способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:

удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;

консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда
и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные
условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе
совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда общеобразовательной
организации.


5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно- информационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами,
проектами и планом работы школьной библиотеки.
5.2. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.3. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников
и
учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом общеобразовательной
организации.

5.4. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в соответствии
с правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации.
5.5. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
•
двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы;
•
одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
•
не менее одного раза в месяц — методического дня.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические документы,

планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны
деятельности библиотек, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также
за создание комфортной информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий за библиотеку (педагогбиблиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором
школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и
результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом
общеобразовательной организации.
6.3. Заведующий за библиотеку (педагог-библиотекарь) назначается директором
общеобразовательной организации, является членом педагогического коллектива и входит в
состав педагогического совета школы.
6.4. Ответственный за библиотеку отвечает за организацию работы библиотеки и
результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются
на Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки
является частью общего годового плана общеобразовательной организации.
6.5 Ответственный за библиотеку должен строго соблюдать настоящее Положение, правила
и требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в
общеобразовательной организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Ответственный за библиотеку имеет право:

самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и
задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе образовательной организации;

проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; 

определять источники комплектования информационных ресурсов;

изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету библиотечного фонда;
7.2. Ответственный за библиотеку обязан:

обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
 информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; формировать
фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий,
образовательными
программами
общеобразовательной
организации,
интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;

совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание пользователей;

обеспечивать
сохранность
использования
носителей
информации,
их
систематизацию, размещение и хранение;

обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой школы;

вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед
директором общеобразовательной организации.
7.3. Библиотечный работник несет ответственность:

за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде,
Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором.

за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.

за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
•
получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;
•
пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
•
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

•
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
•
продлевать срок пользования документами и литературой;
•
участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
•
обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
•
соблюдать правила пользования библиотекой;
•
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
•
пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в
помещении библиотеки школы;
•
убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых книгах несет последний пользователь;
•
расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу;
•
возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
•
заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными,
либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
•
полностью возвратить книжные издания в библиотеку по истечении срока обучения
или работы в общеобразовательной организации.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку
производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей)
обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр.9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке
производится в присутствии ответственного за библиотеку.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
9.7.По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может
обращаться к ответственному за библиотеку.
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к
ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится
согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны труда
и пожарной безопасности.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо
вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».